Анализ учебно-воспитательной работы
за 2010-2011 учебный год
МОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа»
Программа методической деятельности образовательного учреждения, основные направления методической работы.
Методическая работа школы направлена на решение проблем, западающих вопросов:
- Формирование видеотеки педагогического опыта, создание банка по данной теме;
- Оказание методической помощи, организация педагогического самоуправления, организация мотивации и стимулирования педагогического труда;
- Формирование педагогической культуры;
- Продолжение работы по модернизации образования через:
- усиление практической направленности образования;
- привлечение жизненного опыта учащихся;
- активизацию их мыслительной деятельности;
- организацию ученического взаимодействия (работа в группах, парах, проектная деятельность и др.)
· Реализация здоровьесберегающих технологий;
· Внедрение ИКТ;
· Усиление правового образования и социализации личности;
· Освоение программ и учебников нового поколения;
· Широкое использование воспитательного резерва урока;
· Освоение и внедрение в практику концептуальных основ ФГОС НОО
Методическая тема ОУ «Освоение современных образовательных технологий».
Работа над данной темой разбита на 3 этапа:
1 этап – теоретический (сентябрь 2009 года - май 2010 года);
2 этап – практический (сентябрь 2010 года – май 2011 года)
2 этап – практический
сентябрь 2010 – май 2011
Задачи:
На каждом уроке стараться создавать ситуацию успеха как психологический фактор формирования мотивации учения.
На уроках организовать рефлексивную деятельность и педагога, и учащихся.
Целенаправленно провести уроки по методической теме.
Дать возможность каждому учителю проявить в работе по данной методической теме через доклады, рефераты, открытые уроки.
Открытые уроки
№ п/п
|
Уроки
|
Учитель
|
Срок
|
1.
|
Урок чтения в начальных классах
|
Бахарева Н.А.
|
Октябрь 2009г.
|
2.
|
Классный час в начальных классах
|
Пермякова В.Н.
|
Декабрь 2009
|
3.
|
Урок музыки
|
Пачева Н.В.
|
Январь 2010
|
4.
|
Урок истории
|
Овчинникова В.В.
|
Март 2010г.
|
5.
|
Урок математики
|
Ляхина Л.Л.
|
Октябрь 2010г.
|
6.
|
Урок технологии
|
Баранова Н.В.
|
Март 2011г.
|
7.
|
Урок физической культуры
|
Пачева Н.В.
|
Октябрь 2011г.
|
3 этап – этап обобщения (сентябрь 2011 года – май 2012 года)
Перспектива на следующий учебный год
3 этап – этап обобщения (сентябрь 2011 года – май 2012 года) работы над методической темой ОУ «Освоение современных образовательных технологий».
Задачи:
1. Обобщить опыт работы школы и отдельных учителей по методической теме.
2. Создать на уроках ситуацию успеха, атмосферу сотрудничества.
3. Добиваться положительных результатов в обучении и воспитании:
- повышение успеваемости в школе;
- качественное выполнение образовательных стандартов учащимися;
- повышение уровня обученности и воспитанности учащихся.
4. Провести творческий отчет (методическую неделю, конференцию) по методической теме.
Виды деятельности:
Обобщить опыт следующих учителей:
Овчинниковой В.В., учителя истории и обществознания;
Ляхиной Л.Л., учителя математики;
Барановой Н.В., учителя технологии;
Бахаревой Н.А., учителя начальных классов.
Провести открытые уроки по методической теме «Освоение новых образовательных технологий».
Провести творческий отчет по методической теме (апрель 2012 года)
Положение о методическом совете. Основные разделы плана работы методического совета.
По причине небольшого количества педагогов в коллективе методический совет школы не создан. Методическая работа учителей организовывается через ШМО.
В ОУ разработано и утверждено положение о методическом объединении, которое закреплено в Уставе школы и размещено на сайте школы.
В 2010-2011 учебном году проведены четыре методических совещания:
1 четверть
Анализ работы. План работы на новый учебный год.
2 четверть
Повышение вычислительной культуры учащихся.
3 четверть
Здоровьесберегающие технологии.
4 четверть
Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.
3. Положение о школьном методическом объединении. Наличие и направления деятельности ШМО.
В декабре 2010 года создана проблемная группа по обеспечению введения ФГОС и разработан план работы по организации введения ФГОС.
В проблемную группу входят зам. директора по УВР, 2 учителя начальных классов, 2 учителя основной школы.
Наличие курсовой подготовки педагогов, работающих по новым программам и учебникам, технологиям.
В течение учебного года, учитель (Бахарева Н.А.), который будет принимать в 2011 году 1 класс, проучен на курсах повышения квалификации по теме: «ФГОС НОО: Содержание и технологии введения (ПКИПКРО, 120 часов), семинар по теме: «Организация внеурочной деятельности в условиях введения новых образовательных стандартов» (негосударственное частное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития современных образовательных технологий», 8 часов)
Аттестация педагогов.
В декабре 2010 года педагог школы Ляхина Л.Л. подтвердила первую квалификационную категорию.
Категории
|
Количество педагогов
|
%
|
Высшая категория
|
1
|
9
|
Первая категория
|
6
|
64
|
Вторая категория
|
2
|
18
|
Без категории
|
2
|
9
|
Характеристика нетрадиционных форм обучения и новых педагогических технологий, применяемых в классах 1, 2 ступеней
Педагогические технологии применяемы в ОУ:
- Личностно-ориентированное обучение.
- Проблемное обучение
- Индивидуальная и дифференцированная работа.
- Коллективные способы обучения.
- Традиционная программа с элементами развивающего обучения.
- Проектные технологии.
- Компетентностный подход.
- ИКТ- технологии.
У каждого педагога есть план самообразования.
Форма отчета по самообразованию: реферат, сообщения по основным теоретическим вопросам темы, открытый урок, творческий отчет учителя.
Пополняется школьная методическая копилка. Кроме того, учителя школы регулярно выступают с сообщениями и распространением педагогического опыта на РМО.
Создание портфолио педагога. Количество размещенных на сайте.
Портфолио на каждого ученика и педагога заведено в электронном виде в программе «ХроноГраф Школа 2.5», также есть и на бумажных носителях. Таким образом, оно есть у всех педагогов школы. С данной базой работают классные руководители, учителя – предметники и администрация. Сформированы и заполнены основные информационные блоки:
- Общие данные об общеобразовательном учреждении;
- Кадры и контингент;
- Учебный процесс.
В данный момент работа с данной программой заключается в текущем ведении базы.
Портфолио педагогов, размещенных на сайте, на данный момент нет.
Подготовка к переходу на ФГОС (мероприятия)
Провели мониторинг готовности ОУ по внедрению ФГОС, изучили требования к материальной базе образовательных учреждений и провели анализ имеющегося оборудования. Учебный фонд для 1 класса был обновлен в 2010 году, работать будут по комплектам учебников «Школа России».
В начале этого года провели:
· педагогический совет по теме: «ФГОС начального общего образования: содержание и технологии введения»;
· заседание проблемной группы, где были рассмотрены вопросы из опыта работы Дубровской школы;
· проведено общешкольное родительское собрание и родительское собрание для родителей будущих первоклассников.
В настоящее время ведется подготовка материалов для сайта школы по внедрению
ФГОСов, проблемной группой разрабатывается образовательная программа.
В ОУ разработано и действует положение о внутришкольном контроле (размещено на сайте ОУ)
Целями внутришкольного контроля являются:
• совершенствование деятельности образовательного учреждения;
• повышение мастерства учителей;
• улучшение качества образования в школе.
Задачи внутришкольного контроля:
• осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
• выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
• анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
• анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
• изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
• анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
• оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Виды внутришкольного контроля:
• предварительный—предварительное знакомство;
• текущий— непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
• итоговый — изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.
• личностно – профессиональный контроль;
• тематический;
• классно-обобщающий;
• комплексный.
Направления кантроля
1. Контроль за выполнение всеобуча
2. Контроль за работой педагогических кадров. Мониторинг.
3. Контроль за школьной документацией.
4. Контроль за состоянием преподавания учебных предметов.
5. Контроль за работой по подготовке к экзаменам.
Нерешенные проблемы, выводы, предложения, цель и основные направления деятельности на следующий учебный год
Основное общее образование получили 4 учащихся. Окончили школу на «4» и «5» - 2 учащихся.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей является методическая работа. В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив продолжил работу над методической темой «Освоение современных образовательных технологий».
Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, коррекцию знаний обучающихся на основе диагностической деятельности учителя, повышение мотивации к обучению учащихся.
Коллегиальным органом управления школой является педагогический совет. В 2010-2011 учебном году было проведено четырнадцать педагогических советов, четыре из них связаны с методической темой школы:
- «Анализ учебно-воспитательной работы в прошедшем учебном году. Задачи на будущий год» (Баранова Н.В.).
- «Внедрение ФГОСов в ОУ» (Капустина М.А.).
- «ФГОС НОО: содержание и технологии введения» (Бахарева Н.А.)
- «Целевая программа «Развитие системы образования Большесосновского муниципального района на 2011-2013 годы» (Капустина М.А.)
Новой формой методической работы стали тематические презентации.
В течение года в школе проводилась целенаправленная работа по информатизации образовательного процесса в соответствии с программой развития информационного пространства школы.
В школе имеются: компьютерный класс; 1 интерактивная доска; создана локальная сеть, в которую объединены кабинеты информатики, директора, заместителя директора по УВР, бухгалтера.
В декабре 2010 года в школе создан мобильный, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация:
- о школе, ее основных направлениях деятельности;
- о педагогических работниках школы;
- о школьных новостях, ярких событиях, конкурсах;
- на сайте публикуются важные документы, касающихся организации образовательного процесса.
Наиболее активно электронные средства развития и обучения используются: учителем русского языка и литературы Капустиной М.А., учителем музыки Пачевой Н.В., учителем физики Бабакиным Ю.А., учителеи технологии Барановой Н.В., учителем математики Ляхиной Л.Л. В течение года учителями проведено около 945 уроков и 14 внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.
С целью совершенствования педагогического мастерства на заседаниях методического совета поднимался вопрос о необходимости работы по самообразованию педагогического коллектива школы. В соответствии с методической темой всеми членами педколлектива были выбраны темы по самообразованию.
Немаловажное внимание в школе уделяется здоровьесбережению учащихся. Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам проведенных медосмотров. Анализ данных показывает, что в школе есть учащиеся, имеющие патологические заболевания. Из них на диспансерном учете состоит:
- с заболеваниями сердечнососудистой системы – 11 человек;
- с заболеваниями желудочно-кишечного тракта – 4 человека;
- с заболеваниями опорно-двигательного аппарата – 2 человека;
- с нарушением зрения – 7 человек;
- с лор. заболеваниями – 4 человека.
Медицинские работники ФАПа проводят оздоровительные и профилактические мероприятия. Традиционными стали медицинские осмотры, вакцинации, индивидуальные консультирования учащихся.
Одним из основных вопросов сохранения и укрепления здоровья детей является вопрос организации двухразового горячего питания учащихся. Охват учащихся горячим питанием составляет 100%.
Общие выводы проблемно-рефлексивного характера:
Практически все намеченные на 2010-2011 учебный год мероприятия выполнены:
1. Образовательные программы пройдены по всем предметам.
2. Тема школы и вытекающие из нее темы самообразования учителей соответствуют основным задачам, стоящим перед школой.
3. Тематика педсоветов и методических советов отражает основные проблемные вопросы.
4. Программно-методическое обеспечение позволяет реализовать требования государственного образовательного стандарта.
5. Обязательный минимум содержания образования выполнен по всем предметам.
6. Результаты итоговой аттестации выпускников 9-го класса, промежуточная аттестация учащихся подтверждает выполнение требований государственного стандарта.
Требуют решения следующие проблемы:
1. Создание системы работы по внедрению информационных технологий в практику работы педагогов, максимальное использование имеющейся в школе базы.
2. Формирование прочных навыков учебной деятельности, освоение образовательного стандарта всеми обучающимися школы.
3. Совершенствование внеклассной и внешкольной работы по воспитанию разносторонней личности через целевые школьные проекты и основные виды деятельности.
Цель учебно-воспитательной деятельности школы на 2011-2012 учебный год
Создание условий для становления образованного, всесторонне развитого человека с активной жизненной позицией, способного к самоанализу и рефлексии, умеющего ориентироваться в окружающем социуме.
Задачи работы:
- создание единого образовательного пространства, где учебно-воспитательный процесс выступает как единая система деятельности, направленная на овладение учащимися ключевыми компетенциями – готовностью использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач;
- совершенствование системы воспитания и формирования здорового образа жизни.
- совершенствование профессиональной компетентности через процедуру аттестации педкадров;
- создание необходимых условий для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы и перехода начальной школы на стандарты второго поколения.