МОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа»
Анализ воспитательной работы
за 2010-2011 учебный год.
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, внеклассные и внешкольные мероприятии.
Основным ориентиром в воспитательной работе является компетентностный подход.
Основной структурной единицей в школе является класс.
Количество классов - 9
Классов комплектов - 5
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Основной целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Под этим подразумевается формирование у учащихся таких целостных качеств как аккуратность, исполнительность, чувство долга, искренность, правдивость, доброжелательность, развитие их самостоятельности, общественной активности, воспитание умения находить общий язык со своими сверстниками и взрослыми, поставить цель и добиваться ее достижения, проявлять инициативу, развития организаторских способностей учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Воспитание общечеловеческих ценностей таких как: уважительное отношение учащихся к школе, друг к другу и к себе, терпимость к взглядам другого человека, чуткость, отзывчивость. Воспитание ценности дружбы и товарищества; гражданско-патриотического воспитания учащихся.
- создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей, развитие художественного (эстетического) потенциала личности (организация праздников, конкурсов, творческих декад, работа кружков);
- организовать постоянную психолого-педагогическую поддержку для учащихся, учителей и родителей;
- поддерживать и расширять систему дополнительного образования в школе;
- разработать и обеспечить выполнение плана культурно-просветительского,
- воспитание трудолюбия.
- формирование потребности здорового образа жизни. Создание условий для физического развития учащихся;
- участие в конкурсах и фестивалях.
- организация методической помощи классным руководителям.
1. Воспитание общечеловеческих ценностей таких как: уважительное отношение учащихся к школе, друг к другу и к себе, терпимость к взглядам другого человека, чуткость, отзывчивость. Воспитание ценности дружбы и товарищества, гражданско-патриотического воспитания учащихся.
В 2010-2011 учебном году немаловажное место в воспитательной работе школы было отведено гражданско-патриотическому воспитанию.
Школьники 1-9 классов приняли участие в конкурсах рисунков и сочинений «Никто не забыт и ничто не забыто». Выставка бала приурочена к Дню Победы и проводилась в сельском СДК.
Были организованы встречи и беседы с тружениками тыла ВОВ.
В ноябре, ко Дню народного единства в школе прошли классные часы «Мы граждане России» для учащихся 1-4 классов, для 5-9 классов рассказ экскурс «Символы государства». Ребята показали хорошие знания по истории России.
В феврале к празднику «День защитника Отечества» в школе были организованы спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики». И старшие, и младшие показали ловкость, силу, дисциплинированность, сноровку. Поболеть за ребят в спортивный зал пришли девочки, классные руководители, родители.
Учащиеся школы приняли участие в организации и проведения празднования «Дня Победы»
- Митинг у обелиска Победы.
- Поздравление тружеников тыла
- Концерт, посвященный празднику Победы.
Все проводимые мероприятия вызвали интерес у учащихся. Большая работа была проведена по написанию сценария праздника, подготовлен исторический материал, танцевальные номера, музыка.
Вывод: В следующем учебном году в рамках гражданско-патриотического воспитания целесообразно продолжить создание условий для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров. Провести цикл классных мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. Но необходимо обратить внимание на то, что коллективная работа должна быть педагогически целенаправленной и эффективной, поэтому должна проводиться предварительная разъяснительная работа, а затем коллективное обсуждение увиденного.
2. Воспитание трудолюбия. Формирование потребности здорового образа жизни. Создание условий для физического развития учащихся.
Учащиеся школы бережно относятся к школьному имуществу, наводят порядок в кабинетах и на пришкольном участке, участвуют в субботниках. В школе организованно дежурство по школе и по столовой.
В этом году учащиеся традиционно принимали участие в месячниках по благоустройству пришкольной территории и субботниках на территории села. Ребята с удовольствием работают, хотя иногда бывает трудно поначалу их организовать.
Велась большая работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни:
-Большая часть учащихся школы (60%) посещает спортивную секцию от ДЮЦ «Олимп» (руководитель Пачева Н.В.)
-Школьные соревнования по волейболу и баскетболу;
- Участие в районных соревнованиях по баскетболу (среди основных школ – мальчики 3 место, девочки – 4 место), волейболу (мальчики – 3 место)
- Школьные соревнования «Веселые старты»; «Папа, мама, я- спортивная семья», «А ну-ка, мальчики».
- Участие в районных соревнованиях «Веселые старты» (5 место);
- Участие в школьном (все учащиеся школы) и районном (команда) легкоатлетическом кроссе (2 место среди основных школ) ;
- Участие в районной олимпиаде по физкультуре (Терехина М. – 2 место).
В школе оформлен и регулярно обновляются стенды: «Наши спортсмены», «Олимп» (где отражается текущая информация о спорте, нормативах и участии в соревнованиях).
При работе с учащимися и родителями большое внимание уделялось проблеме физической подготовленности детей, недостаточной двигательной активности современных школьников, в связи с чем, проводились учителем физкультуры беседы с родителями отдельных учащихся и выступления на родительских собраниях.
Особая роль отводилась системе тематических классных часов, лекции, бесед, формирующих потребность в валеологических знаниях и умениях, создающих условия для организации здорового образа жизни.
Школа всегда активно принимает участие в спортивных мероприятиях района, ежегодно проводится неделя ЗОЖ в школе.
Во время летних каникул ежегодно в школе организуется оздоровительная площадка.
Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по антитабачной, антинаркотической, антиалкогольной зависимости. Кроме того, по данной теме организуются выставки рисунков и плакатов за пропаганду здорового образа жизни.
Учащиеся школы принимали участие в школьных конкурсах рисунков и плакатов по безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности: «Мы рисуем улицу», «Миссия - спасатель».
3. Работа школы по ФЗ № 120. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» заключается в отслеживании и предотвращении случаев подобного характера. На данный момент (и в течение учебного года) в школе нет безнадзорных учащихся и проблем с правонарушениями, случаями употребления алкоголя или наркотиков. Незначительные проступки совершаются, наверное, как и везде, но они тут же фиксируются. Проводится работа с самими учащимися, классными руководителями, по необходимости привлекаются родители учащихся. Совет профилактики в школе не создан, поэтому данные вопросы отслеживаются на педагогических советах. Под постоянным контролем заместителей директора, классных руководителей находятся учащиеся, требующие особого внимания. Это отстающие ученики, ребята, у которых возникают какие-либо трудности в общении со сверстниками или взрослыми. Всего по школе в «Группе риска» стояли два учащихся (Бердышев Никита – 2 класс, Кутявин Максим – 6 класс).
В июне подано ходатайство о снятии с контроля «Группы риска» ученика 6 класса Кутявина Максима. Основание – успешное завершение коррекционной работы (нет нареканий в адрес учащегося со стороны учителей ни в поведении, ни в учебной деятельности (учится удовлетворительно)).
Выводы: Работа в этом направлении должна быть продолжена, т.к. проблемы здорового образа жизни на сегодня актуальна.
4. Система дополнительного образования в школе
В школе созданы условия для внеурочной деятельности учащихся.
Формы:
o Предметные и тематические кружки.
o Спортивная секция.
o Хореографический кружек.
Система дополнительного образования в нашей школе предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся среднего звена. Работа кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия (Кружок «Рукоделие»), способствует ведению здорового образа жизни (секция «Баскетбол», танцевальный кружек «Калейдоскоп»).
Танцевальный кружек работает уже не первый год. Ребята, посещающие занятия танцами традиционно участвуют в школьных концертах, в концертах организованных СДК, районных фестивалях искусств и с нетерпением ждут следующей возможности выступить. Такие занятия и выступления помогают учащимся почувствовать себя более уверенными, востребованными.
В течении учебного года на базе школы функционировали группа дополнительного образования ДЮЦ «Олимп» по специализации: баскетбол, ОФП.
В школе работает кружок рукоделия. Основной целью и задачами этого кружка является расширение знаний и умений учащихся в различных видах декоративно-прикладного искусства, развитие их творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, воспитание трудолюбия. На занятиях дети приобрели навыки кроя, шитья, вязание крючком и на спицах, изготовления мягких игрушек. Лучшие работы были представлены на районном конкурсе «Мастер – золотые руки», где учащиеся 5-7 классов получили сертификаты участников конкурса, заняли два призовых места: 3 место – 6 класс (Пикулева Ю.), 1 место – 7 класс (Терехин Н.).
Дополнительное образование
|
Начало года
|
Конец года
|
Количество часов (кружков) от школы
|
4 часа
(2 кружка)
|
4 часа
(2 кружка)
|
Количество часов (кружков) от МОУ ДОД ЦТЮ "Полет"
|
нет
|
нет
|
Количество спортивных секций
(от ДЮЦ "Олимп")
|
9 часов
(1 секция)
|
9 часа
(1 секция)
|
Количество детей их посещающих:
1 ступень
2 ступень
|
36 (77%)
17 (68%)
20 (91%)
|
36 (77%)
17 (68%)
20 (91%)
|
Вывод:
Большая часть учащихся школы в течение учебного года были заняты в кружках и секциях. Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся. К тому же у ребенка меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.
5. Создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей, развитие художественного (эстетического) потенциала личности (организация праздников, конкурсов, творческих декад).
Реализовать творческие возможности и способности учащихся в рамках школы проходит при проведении следующих праздников:
- Праздник 1 сентября –проходит традиционно в рекреации школы, где на торжественной линейки присутствуют учащиеся всех классов. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей. После торжественной линейки во всех классах прошли Правовые классные часы:
1, 3 классы – «У меня есть права»;
2, 4 классы – «Я и мои права»;
5-7 классы – «Права детей – забота государства»;
8-9 классы – «Право и жизнь» (с использованием мультимедийного диска «Право на защиту от всех форм насилия».
В рекреации школы оформлен стенд «У меня есть права».
16 сентября в школе был проведен традиционный Парламентский урок, для учащихся 1-4 и 5-9 классов с использованием ИКТ (провела урок учитель истории Овчинникова В.В.). Урок был проведен в нетрадиционной форме – форме соревнования между двумя командами, в котором приняли участие не только учащиеся, но и классные руководители.
5 октября в школе проведен день самоуправления, посвященный Дню Учителя.
Учебный день начался с торжественной линейки (подготовленная учащимися начальных классов), затем в классах прошли веселые уроки, которые подготовили и провели учащиеся 9 класса. Для учителей учащимися 9 класса было организовано кафе.
В октября проведен осенний вечер отдыха для учащихся 5-9 классов. В течение вечера организаторами (учащиеся 8-9 классов) была проведена конкурсно-развлекательная программа в которой учащиеся приняли активное участие.
27 ноября – «День Матери». В рамках этого праздника было проведено совместное мероприятие (родители + учителя + учащиеся) "Самая милая, родная, любимая". В течение мероприятия мамам был показан концерт, который подготовили учащиеся школы, было проведено много различных конкурсов, в которых участвовали и дети, и мамы. Мероприятие закончилось совместным чаепитием.
В 1,3 классах организована выставка рисунков «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках», изготовление поздравительных открыток для мам.
Ученицы 8-9 классов (Баранова К., Терехина М., Томилова Т., Фонарева А.) приняли участие в районном фестивале искусств (с. Полозово) (декабрь).
Новогоднее представление «В поисках Снегурочки» (29.12.2010 г.). Мероприятие проводилось районным ЦДК для всех учащихся школы. Активное участие в программе приняли учащиеся начальных классов. Вечером того же дня для учащихся 5-9 классов была проведена новогодняя дискотека.
- Традиционно в школе были проведены Праздник Последнего звонка и выпускной вечер для 9 класса.
6. Внеклассная работа по предметам.
Внеклассной работой по предметам являются предметные недели, олимпиады по предметам.
В течение 1-го полугодия в школе прошла неделя точных наук, в ходе которой учащиеся выполняли индивидуальные творческие и коллективные задания, принимали участие в цикле пятиминуток «Математика всюду». Для учащихся начальных классов были проведены такие мероприятия как: игра «Арифметическая полянка», беседа «Как люди научились измерять время», конкурсная программа «КВМ» (клуб веселых математиков), «Парад цифр» – 1-4 классы
Для учащихся 5-9 классов проведен математический вечер, в ходе которого ребята не только отдыхали, он и преумножали свои знания при помощи науки «математики».
В работе учителей начальных классов и всех классных руководителей интересной и результативной, в этом учебном году, была работа по подготовке и проведению Недели Творчества.
В течение одной недели были проведены различные мероприятия, которые были разбиты на дни:
Конкурс ДПИ «Цветы нашим мамам» - домашнее задание
1 день - «Волшебные краски» (рисование всевозможными способами)
2 день - «Мир музыки» (Все перемены звучание в школе различных направление музыки), «Музыкальная карусель» (авторское, коллективное и т.д. исполнение);
3 день - «Поэтическая гостиная» - конкурс буриме
4 день - «На все руки мастерицы - Русские красавицы!» - общешкольное мероприятие. В ходе данного мероприятия все девушки и девочки в школе не только успели показать себя в различных конкурсах, но и принимали поздравления и подарки от юношей. Мальчики накрыли праздничный стол для чаепития.
Учащиеся школы приняли участие в предметных олимпиадах по биологии, русскому языку, физической культуре.
В течение 1-го полугодия учащиеся школы приняли участие в региональных играх «Лис – любитель истории» (5-9 классы), «Русский медвежонок» (2-9 классы), «Тигренок» (5-9 классы).
Вывод: Учащиеся принимали участие в школьных праздниках, выставках, конкурсах, но не так активно как этого бы хотелось. Поэтому, в следующем учебном году целесообразно продолжить создание условий для развития творческих способностей учащихся.
7. Работа классных руководителей.
МОУ «Бердышевская ООШ» считается малокомплектной школой, поэтому на базе ОУ нет ШМО классных руководителей. Все вопросы по воспитанию школьников решаются на педагогических советах или методических советах школы.
В школе работает 5 классных руководителей. У каждого есть свои особенности в работе с классом, свои «излюбленные» темы, приемы работы. В каждом новом учебном году классные руководители ответственно подходят к работе по составлению плана воспитательной работы класса. Учителями были выявлены проблемы, как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива и выбрана основная цель воспитательной работы на год. Так, например, хорошо налажена работа с детьми по проведению внеклассных мероприятия у Ляхиной Л.Л. (9 кл.), Бахаревой Н.А.(2,4 кл.). Хорошо отлажена система общения с родителями у Пачевой Н.В. (5-7 кл.). Индивидуальный подход в своей работе имеют все классные руководители. Активно работают учителя начальной школы, это и объясняется тем, что они все время находятся с детьми. А воспитание самых первых шагов в школе сказывается на дальнейшей жизни классного коллектива.
Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач. Классные руководители работают над занятостью учащихся во внеурочное время, 77% учащихся посещают кружки и секции.
Все классные руководители взаимодействуют с родителями, осуществляют воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой, где в течение года проводились мероприятия, посвященные бережной сохранности учебников для учащихся 1-4 классов, часы общения, конкурсы, викторины в каникулярное время. Библиотекарь, Пачева Н.В., тесно взаимодействует с начальной школой.
Библиотекой оформляются тематические выставки с обзором книг, проводятся профилактические беседы о вреде употребления алкоголя, наркотиков.
Вывод:
Несмотря на все хорошее, что можно отметить в работе классных руководителей, надо вести работу по накоплению опыта лучших классных руководителей.
Курсовая подготовка и аттестация классных руководителей в этом учебном году не проводилась.
8. Работа с родителями.
В рамках программы «Семья и школа» в школе ведется регулярная работа с родителями, как внеклассная так и индивидуальная.
В классах регулярно проводятся родительские собрания, индивидуальные встречи и беседы с родителями по различным вопросам. В течение учебного года было проведено 9 классных родительских собраний и 1 общешкольное родительское собрание (все родительские собрания зафиксированы в протоколах).
В направлении внеклассной работы в течение года прошли следующие совместные мероприятия:
"Я люблю свою маму", "Об отце говорю с уважением" - конкурсы сочинений
Фотовыставка "Мои родные – защитники Родины"
Классные часы:
"Дверь в детство" путешествие детей в детство их родителей;
"Я продолжение своей мамы" и т.д.
В рамках недели Здоровья проведено совместное спортивное мероприятие "Юмор в спорте важен, не спорьте". Праздник закончился баскетбольной игрой между командой родителей и командой учащихся.
"День Матери":
- Концерт учащихся;
- Конкурсно-развлекательная программа;
- Чаепитие.
Вывод:
В рамках проделанной работы остаются вопросы, над которыми необходимо работать – необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями, что повлияет на поведение учащихся, успеваемость, привлечет интерес к школьной жизни в целом, появится желание развиваться творчески, физически, интеллектуально.
9. Программа «Лето 2011»
На базе школы была организована занятость детей во время летних каникул. В июне в школе работал лагерь дневного пребывания, в котором было занято 35 учащихся из нашего образовательного учреждения. Дети находились под постоянным контролем мед. работника и воспитателей, которые проводили для них познавательные, развлекательные, спортивные мероприятия, экскурсии. Хорошей оценки заслуживает трудовая деятельность работников лагеря. По результатам районного конкурса программ, программа «Свобода» заняла 3 место (составитель программы – Пачева Н.В.).
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2010-2011 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
· Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса;
· Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
· Создание условий для самореализации личности каждого ученика;
· Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;
· Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;
· Формирование у детей нравственной и правовой культуры.
|